Крючков Николай Афанасьевич (1911 — 1994) — советский актер театра и кино.  Лауреат Сталинской премии (1941), Заслуженный артист РСФСР (1942), Народный артист РСФСР (1950), Народный артист СССР (1965).  Герой Социалистического Труда (1980).  Награжден тремя орденами Ленина и тремя орденами Трудового Красного Знамени и орденам Красной Звезды и медалями.
Николай Афанасьевич родился 24 декабря 1910 (6 января 1911) в Москве , в рабочей семье.  В 14 лет Николай поступает в ФЗУ на Трехгорке и обучается там по профессии гравера-накатчика. В это же время Крючков начинает участвовать в художественной самодеятельности, занимаясь по вечерам в драмкружке. го театральный дебют состоялся в 1927 году в пьесе-монтаже «1905 год», где Крючков сыграл сразу три роли: рабочего-революционера, пристава и торговца-лоточника.
В 1928 году Николай начинает играть в московском Театре рабочей молодежи (ТРАМ), правда в основном в эпизодических ролях.
Дебют Крючкова в кино оказался на очень удачным. Фильм «Окраина» (1933) , в которой он дебютировал, имел у зрителей огромный успех. В 1934 году фильм «Окраина» на кинофестивале в Венеции был отмечен почетным призом.
В середине 1938 года  режиссер Иван Пырьев предложил Николаю Крючкову главную роль в своем новом фильме «Трактористы».  Вышедший на экраны в 1939 году фильм «Трактористы» имел ошеломляющий зрительский успех. Песни «Три танкиста», «Здравствуй, милая моя» и «Броня крепка, и танки наши быстры…» запела вся страна. Все актеры, исполнявшие главные роли в картине (М. Ладынина, Н. Крючков, П. Алейников, Б. Андреев), мгновенно стали всесоюзными знаменитостями, и в 1941 году все четверо станут лауреатами Сталинской премии.
Герой Николая Крючкова — Клим Ярко стал одной из самых популярных личностей в советском довоенном кино. С него буквально брали пример в повседневной жизни миллионы молодых людей.

С первых же дней войны Крючков стал проситься на фронт, однако военком уговорил его остаться. «Снимаясь в кино, вы принесете Родине не меньше пользы, чем на фронте», — сказал он актеру. И Крючков с головой ушел в работу. На фронт Николай Крючков все же попал — в составе фронтовых бригад, выступавших с концертами, но главным оставалось кино.

В 1942 году он снимался одновременно в пяти картинах: «Котовский», «Фронт», «Антоша Рыбкин», «Во имя Родины» и «Парень из нашего города». Последний фильм стал одним из самых популярных в годы Великой Отечественной войны. Во время работы над ним Крючков свалился от истощения и попал в госпиталь. Но отказываться от съемок, даже если он и плохо себя чувствовал, было не в правилах Крючкова, и, едва поправившись, актер вновь вернулся на съемочную площадку.
В пятидесятых годах герои Николая Крючкова немного изменились. Теперь он играл людей с непростыми судьбами, за плечами которых был немалый жизненный опыт, которые испытали на себе все тяготы войны, поэтому его новые образы отмечены драматизмом. Актер все так же продолжал играть своих современников и не сетовал на это, поскольку видел в этом свое творческое призвание.
В 60-х гоахы Николай Афанасьевич продолжает сниматься в кино,  при этом работая в нескольких спектаклях Театра-студии киноактера. В 1965 году ему наконец было присвоено звание народного артиста СССР. Он был, что называется, «живой легендой» советского кино, и любой режиссер почитал за честь для себя пригласить его хоть на маленькую, но роль в своей очередной картине. На многочисленных всесоюзных кинофестивалях Крючков был почетным членом жюри, часто представлял советское кино за рубежом.

Крючков мог выполнить любую актерскую задачу. Он все делал сам, почти без тренажа, с ходу. Скакал на лошади, работал на тракторе, водил автомобиль и мотоцикл, летал на «кукурузнике», играл на баяне, пел, плясал… Все сам, всегда сам. Оттого так солиден «послужной» список травм, о которых он говорил коротко: «Ломал руки и ноги 12 раз, обжигал глаза, потерял зубы, заработал ревматизм…»

На съемках фильма «Фронт» режиссер сказал: «А что, Коля, слабо тебе, в самом деле, под танк лечь?» — «Надо, так лягу», — ответил тот. Николай Афанасьевич вспоминал: «Вырыли мне ямку и успокоили: грунт твердый, все обойдется. Сюда я должен был, как только машина на меня наедет, упасть. И вот я иду с гранатами во весь рост на фашистский танк, и такая злоба меня охватила. Не пройдешь, гад! — кричу. Бросаю связку и прыгаю в ямку. Танк прошел, но меня всего засыпало — не таким уж твердым оказался грунт. С грехом пополам откопали, и только тут на меня настоящий страх навалился: ведь действительно под танком лежал. А в момент съемки одна была задача — врага не пропустить».

На съемках «Жестокости» при обострившемся тромбофлебите Крючков целые дни проводил в седле да еще на морозе. А в фильме «Суд» много раз прыгал в ледяную воду и на очередном дубле сломал ногу. Больница. Гипс. Но на второй день он уже на площадке: «Снимайте крупные планы». Кончились крупные — он распилил гипс и продолжил работу. Только после каждого дубля ложился на раскладушку.

Николаю Афанасьевичу было уже за 70, когда Евгений Матвеев пригласил его в фильм «Особо важное задание». Для эпизода, в котором герой Крючкова вскакивает на крыло самолета, режиссер распорядился поставить стремянку. «Женя, ты что? — обиделся старый артист. — Рано еще меня жалеть!» Подпрыгнул и оказался на крыле. Никто не знал, чего ему это стоило.

Николай Крючков скончался 13 апреля 1994 года в Москве.

Фильмография
1932 «Горизонт»
1933 «Окраина» (сапожник Сенька)
1933 «Частный случай»
1935 «Любовь и ненависть»
1935 «У самого синего моря»
1937 «Возвращение Максима»
1938 «Выборгская сторона»
1938 «Комсомольск»
1938 «На границе»
1938 «Человек с ружьём»
1939 «Трактористы»
1939 «Член правительства»
1939 «Станица Дальняя» (казак Михаил)
1940 «Яков Свердлов»
1941 «В тылу врага»
1941 «Свинарка и пастух»
1942 «Антоша Рыбкин»
1942 «Котовский»
1942 «Парень из нашего города»
1943 «Во имя Родины» («Русские люди»)
1943 «Фронт»
1944 «Малахов курган»
1945 «Небесный тихоход»
1947 «Свет над Россией»
1948 «Три встречи»
1949 «Звезда»
1949 «Сталинградская битва»
1949 «Счастливый рейс» («Машина 22-12»)
1950 «Огни Баку»
1950 «Щедрое лето»
1951 «Спортивная честь»
1952 «Максимка» (боцман Матвеич)
1953 «Садко» (Омельян Данилович)
1954 «Море студёное»
1954 «Тревожная молодость»
1955 «Дело Румянцева» (диспетчер Корольков)
1956 «Бессмертный гарнизон»
1956 «Сорок первый»
1957 «Всего дороже»
1957 «Удивительное воскресенье»
1957 «Ленинградская симфония»
1958 «Матрос с «Кометы»»
1958 «Над Тиссой»
1958 «Юность наших отцов»
1959 «Баллада о солдате»
1959 «Жестокость»
1959 «Майские звёзды»
1959-1961 «Поднятая целина»
1960 «Домой»
1961 «Алёнка»
1961 «Годы девичьи»
1962 «Гусарская баллада»
1962 «Суд»
1964 «Дайте жалобную книгу»
1964 «Женитьба Бальзаминова»
1964 «Жили-были старик со старухой»(директор совхоза)
1964 «Ко мне, Мухтар!»
1968 «Служили два товарища»
1971 «Телеграмма»
1971 «Большие перегоны»
1975 «Когда наступает сентябрь»
1975 «Горожане» (шофёр Батя)
1976 «72 градуса ниже нуля»
1977 «Ты иногда вспоминай»
1979 «Осенний марафон»
1982 «Без году неделя» (капитан буксира)
1986 «Верую в любовь»
1986 «Досье человека в «Мерседесе»»
1989 «Сталинград»
1991 «Царь Иван Грозный»
1993 «Ангелы смерти» (старый капитан)