На 93-м году жизни скончалась первая в мире женщина-дирижер симфонического оркестра. Ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса — как единственной женщины, возглавлявшей большие симфонические коллективы более полувека. До последних дней Вероника Дударова продолжала дирижировать. А свой 90-летний юбилей встретила за пультом, исполняя «Болеро» Равеля.

Уроженка Баку, осетинка по национальности Вероника Дударова окончила дирижерский факультет Московской консерватории в 1947 году и сразу же начала работу в Московском государственном академическом симфоническом оркестре. С 1960 по 1989 год она — бессменный главный дирижер и художественный руководитель этого коллектива. А после того как ее из оркестра не слишком вежливо «попросили» (у нас такое происходит нередко), она, проявив незаурядную силу воли и настойчивость, в 1991 году создала и до самой смерти возглавляла Симфонический оркестр России.

Дударова много и честно трудилась на дирижерском поприще, создав огромное количество интересных программ, заполняя очень важное пространство в исполнительском искусстве. Но ее творческие интересы не ограничивались симфоническим репертуаром. Она много работала для кино, записав музыку более чем к полусотне кинофильмов, среди которых «Идиот», «Сорок первый», «Нахаленок».

Вероника Дударова была известна далеко за пределами СССР. Ей присвоили звание почетного гражданина Буэнос-Айреса. В ее честь названа одна из малых планет Солнечной системы. И конечно же она отмечена многими государственными званиями и наградами — народная артистка СССР (1977), народная артистка Республики Северная Осетия — Алания (1996), лауреат Государственной премии РСФСР (1980), орденами Октябрьской Революции (1986), «Знак Почета» (1967), «За заслуги перед Отечеством» II степени (2006), медалью «Во славу Осетии» (1996).

Еще школьницей она пришла к выводу, что «музыка — это оркестр», а она хочет быть в этой музыке главной. Ее не смутило то, что в мировой практике профессию дирижера не рискнула выбрать до нее ни одна женщина. Табу и штампов в творчестве она не признавала. Вероника Борисовна призывала своих оркестрантов либо верить ей, либо подчиняться. Музыканты всегда побаивались и уважали своего остроумного и ироничного дирижера-диктатора.

Свой характер Дударова объясняла просто: «Когда я появилась, у моих родителей было уже две дочки и, наверное, ожидался сын. Потому весь мой нрав — мальчишеский, а не девичий. Меня и дома, и во дворе называли «девочка-мальчик»… И все-таки даже в таком мужском занятии, как дирижирование, она оставалась женщиной. Сетовала, что очень трудно подобрать красивое платье. «Сложно из-за дирижерских движений. Мужчинам проще — у них фрак. Хвосты летают — и всё. А женщине очень сложно. Надо массу ткани навешивать, сразу становишься какой-то коровой…» — подсмеивалась Вероника Борисовна.

Мария Бабалова
Источник: Известия.ру