Немирович-Данченко Владимир Иванович (1858-1943)- русский режиссер, драматург, педагог, театральный деятель. Вместе с К. С. Станиславским Немирович-Данченко основал Московский художественный театр и руководил рядом его студий, в частности, Музыкальной (позже преобразованной в Музыкальный театр им.  Немировича-Данченко). В 1936 году удостоен звания «Народный артист СССР».  Лауреат Государственных премий СССР (1942, 1943).  Награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

Родился 11(23) декабря 1858 в Озургеты (Грузия) в украинской дворянской семье (по матери армянин). Детство провел в Тифлисе. В юности принимал участие в любительских спектаклях.
В 70-х гг. Немирович-Данченко начал выступать в качестве театрального критика. В 1881 Немирович-Данченко опубликовал первый рассказ — «На почтовой станции». Автор повестей, романов (наиболее известны «На литературных хлебах», 1891; «Губернаторская ревизия», 1895), пьес «Последняя воля»  (1888), «Новое дело» (1890), «Золото» (1895), «Цена жизни» (1896), «В мечтах» (1901).

Победа Великой Октябрьской социалистической революции открыла перед Владимиром Ивановичем новые перспективы. Его вклад в развитие режиссёрского искусства имел важнейшее значение в утверждении МХАТ на позициях социалистического реализма, в воспитании нового актёра — носителя воинствующего и требовательного духа социалистического гуманизма. Немирович-Данченко настойчиво работал над воплощением на сцене произведений советских авторов, искал решение проблемы современной трагедии в «Блокаде» Иванова (1929), прокладывал пути к поэтическому воссозданию революционных истории и сегодняшней действительности в постановках «Любовь Яровая» Тренева (1936), «Половчанские сады» Леонова (1939) и «Кремлёвские куранты» Погодина (1942). В спектаклях по романам Л. Н. Толстого «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) режиссёр дал образец нового сценического прочтения произведений великого писателя, опираясь на ленинский анализ его творчества. Немирович-Данченко осуществил также постановки русской классической драматургии: «Гроза» Островского (1935), «Горе от ума» Грибоедова (1938). С особенной силой присущее ему умение выявить глубокую социально-философскую суть произведений в неповторимой, отвечающей его внутреннему строю поэтической форме проявилось в спектаклях «Враги» Горького (1935) и «Три сестры» (1940).  Немирович-Данченко широко и последовательно разрабатывал проблемы театральной теории, воспитания актёра в органической близости и внутреннем единстве с изысканиями К. С. Станиславского.

Владимиру Ивановичу не удалось оформить в законченную систему собственную теорию актерского искусства, как это сделал Станиславский, хотя в его рукописях, в записях репетиций, которые велись с середины 1930-х годов, им были разработаны понятия «второго плана сценической жизни актера», «зерна образа», «физического самочувствия»  и др. В последние годы он приглядывал конкретные фигуры, которые могли бы принять на себя ответственность за дальнейшую судьбу Художественного театра.

Умер в Москве 25 апреля 1943 от сердечного приступа.