Станиславский (настоящая фамилия Алексеев) Константин Сергеевич (1863-1938) — актер, режиссер, преподаватель, теоретик театра. Один из основателей Московского общества Искусства и Литературы в 1888 году. В 1898 году, совместно с Немировичем-Данченко основал Московский Художественный Театр. В 1936 году удостоен звания «Народный артист СССР». Станиславский заложил фундамент современной науки о театре, создал школу, направление, представляющие собой новый этап в развитии сценического реализма. Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени.

Родился 5(17) января 1863 года в Москве.Родители Константина Сергеевича принадлежали к прогрессивным торгово-промышленным кругам из которых вышли близкие семье Алексеевых крупнейшие деятели культуры — П. М. Третьяков, А. А. Бахрушин, С. И. Мамонтов и др. В семье увлекались театром, в московском доме был специально перестроенный для театральных представлений зал. С 1877 года Станиславский начинает сценические опыты в домашнем «Алексеевском кружке». Упорно занимается пластикой и вокалом.В 1888 основал (совместно с режиссером Ф. Федотовым, певцом и педагогом (Ф. П. Комиссаржевским) Общество искусства и литературы. За десять лет работы на сцене Московского общества Искусства и Литературы Станиславский стал известным актером, его исполнение ряда ролей сравнивалось с лучшими работами профессионалов императорской сцены, часто в пользу актера-любителя: Анания Яковлева в «Горькой судьбине» (1888) и Платона Имшина в «Самоуправах» Писемского; Паратова в «Бесприданнице» Островского (1890); Звездинцева в «Плодах просвещения» Толстого (1891). На сцене общества первый режиссерский опыт – «Горящие письма» Гнедича (1889). Сильное впечатление произвели на него гастроли «мейнингенцев» (1890), открывшие перспективы режиссерского искусства. С января 1891 Станиславский официально взял на себя в Обществе искусств руководство режиссерской частью. Поставил спектакли Уриэль Акоста Гуцкова (1895), «Отелло» (1896), «Польский еврей» Эркмана-Шатриана (1896), «Много шума из ничего« (1897), «Двенадцатая ночь» (1897), «Потонувший колокол» (1898) (сыграл Акосту, бургомистра Матиса, Бенедикта, Мальволио, мастера Генриха). Ищет, по сформулированному им позже определению, «режиссерские приемы выявления духовной сущности произведения». По примеру мейнингенцев использует подлинные старинные или экзотические предметы, экспериментирует со светом, звуком, ритмом.

В 1898 С. вместе с В. И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр (МХТ), в труппу которого вошли актёры Общества искусства и литературы и ученики Немировича-Данченко по Музыкально-драматическому училищу Московского филармонического общества. Первый спектакль — «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого (1898, постановка Станиславского и А. А. Санина). Подлинное рождение МХТ и вместе с ним нового направления в мировом сценическом искусстве связано с постановкой «Чайки» Чехова (1898, режиссер Станиславский и Немирович-Данченко). Затем были поставлены «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» (1904) Чехова. Поняв жизненную правду и поэтичность, новаторскую сущность драматургии Чехова, Станиславский и Немирович-Данченко нашли особую манеру её исполнения, открыли новые приёмы раскрытия духовного мира современного человека. Успех постановок определялся ансамблем всех участников спектакля, объединённых единым творческим методом и общностью понимания идеи пьесы: игра актёров, декорации, свет, звуковое оформление создавали неразрывное целое, единый художественный образ. В 1902 Константин Сергеевич поставил пьесы М. Горького «Мещане» и «На дне» (совместно с В. И. Немировичем-Данченко), пронизанные предчувствием назревавших революционных событий. Новаторскими по режиссуре были поставленные Станиславским и Немировичем-Данченко произведения русской классики: «Горе от ума» Грибоедова (1906), «Где тонко, там и рвется» Тургенева (1912), «Село Степанчиково» по Достоевскому (1917), а также «Месяц в деревне» Тургенева (1909, постановка Сьаниславского и И. М. Москвина), «Синяя птица» Метерлинка (1908, совместно с Л. А. Сулержицким и Москвиным). В период распространения различных декадентских течений Станиславский поставил в условно-символистском плане «Драму жизни» Гамсуна и «Жизнь человека» Андреева (обе в 1907), но эти спектакли убедили его в губительном воздействии на искусство актёра нарочитой, искусственной стилизации. Актёрский талант Станиславского проявился в разноплановых сценических образах. Пафосом борьбы с ложной моралью и эгоистическими интересами буржуазного общества был проникнут образ доктора Штокмана [«Доктор Штокман» («Враг народа») Ибсена, постановка Станиславского и В. В. Лужского]. С подлинно горьковским романтизмом, размахом сыгран Сатин («На дне»). Лирическим обаянием, глубокой человечностью, духовной стойкостью отличались чеховские герои С.: Астров («Дядя Ваня»), Вершинин («Три сестры»). Сатирическое дарование С. проявилось в ролях Фамусова («Горе от ума» Грибоедова), Крутицкого («На всякого мудреца довольно простоты» Островского), Аргана («Мнимый больной» Мольера).

С 1900-х гг. Станиславский активно разрабатывал учение о творчестве актёра — актёрскую технику и метод работы над пьесой и ролью. В 1912 году Станиславский вместе с Л. А. Сулержицким организовал при МХТ 1-ю Студию, чтобы утвердить и проверить свою систему посредством работы с молодёжью.

Революция 1917 года определила новый этап деятельности Константина Сергеевича как режиссёра, педагога и теоретика сценического искусства. Спектакли, созданные им в советское время, отличались не только глубиной и оригинальностью режиссёрского замысла, совершенством сценического воплощения, но и социальной заострённостью: «Горячее сердце» Островского (1926), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1927). Важной вехой в развитии советского театра и утверждении в нём метода социалистического реализма стал поставленный под руководством Станиславского (режиссер И. Я. Судаков) спектакль «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова (1927). С. руководил постановкой спектаклей «Унтиловск» Леонова (1928), «Мёртвые души» по Гоголю (1932), «Таланты и поклонники» Островского (1933) и др.

Станиславский стремился осуществить реформу сценического искусства и в области музыкального театра. В 1918 возглавил Оперную студию Большого театра, выросшую в Оперную студию-театр, затем — в Оперный театр им. К. С. Станиславского (постановки «Евгений Онегин» Чайковского, 1922, «Царская невеста» Римского-Корсакова, 1926; впоследствии Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). В 1935 создал Оперно-драматическую студию.

Станиславский никогда не прекращал поисков более совершенных путей сценического творчества. К началу 30-х гг. он стоял на пороге новых открытий, вновь приступив к студийной и экспериментальной работе.

Деятельность Константина Сергеевича, наиболее полно и цельно воплотившего идеи сценического реализма, оказала огромное влияние на советскую актёрскую и режиссёрскую школу, способствовала возникновению различных театральных направлений. По признанию крупнейших мастеров зарубежной сцены, весь современный театр использует наследие Станиславского.
Умер 7 августа 1938 года в Москве. Вскрытие показало наличие у Станиславского целого букета болезней: расширенное, отказывающее сердце, эмфизема лёгких, аневризмы — следствие инфаркта 1928 года.
В доме, где жил Станиславский, в Москве в 1948 организован музей.

В 1992 году, по инициативе выдающихся деятелей российского театра для поддержки и развития театрального искусства и культуры,  создан Международный общественный благотворительный фонд К. С. Станиславского.
В 1994 году учреждена Международная премия Станиславского,  присуждаемая за выдающийся вклад в развитие театрального искусства. Каждому лауреату вручается почетный знак с изображением мхатовской чайки и факсимиле Станиславского, а также денежное вознаграждение.